Смазка ЦИАТИМ 201 была выпущена в продажу в конце 60-х годов прошлого века и получила название в честь организации-разработчика (Центральный институт авиационных топлив и масел).
Это морозостойкая антифрикционная многоцелевая смазка с примесями лития остается работоспособной на морозе до -60 °С, поэтому особенно была популярна зимой, а также в условиях Крайнего Севера.
Одним из факторов, которые сделали смазку популярной, было наличие ее в СССР в свободной продаже, несмотря на эпоху всеобщего дефицита. Именно по этой причине ЦИАТИМ-201 изначально использовали везде, где только могли придумать. Ее можно было увидеть даже в тех узлах, где она работала плохо или не работала совсем. В состав входят маловязкое нефтяное масло, загуститель, а именно стеарат лития, а также комплекс антиокислительных присадок.
Имеет внешний вид светло-коричневой или светло-желтой мази. Диапазон работоспособных температур составляет от −60 °С до +90 °С.
Технические характеристики
Смазка ЦИАТИМ-201 применяется в основном для смазывания механизмов авиационной техники, но помимо этого может быть использована в некоторых моделях наземной техники, радиотехническом оборудовании, электромеханических и точных приборах, которые работают с минимальным уровнем сопротивления в условиях пониженной температуры. Так как ЦИАТИМ-201 имеет тенденцию загустевать со временем, то она не используется в подшипниках скольжения. Также не стоит использовать данную смазку в узлах с повышенной нагрузкой. Одним из преимуществ данной смазки является ее работоспособность в условиях пониженной температуры, поэтому она получила широкое применение в технике, используемой в условиях Крайнего Севера.
Смазка ЦИАТИМ-201 обладает высоким уровнем химической стабильности, поскольку в своем составе она имеет ряд антиокислительных присадок. При этом ее коллоидная способность довольно низка (при хранении выделяется жидкое масло), поэтому со временем ее эксплуатационные свойства ухудшаются.
Технические характеристики:
Внешний вид Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло-коричневого цвета
Вязкость эффективная при минус 50°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па·с, не более 1100
Предел прочности при 50°С, Па 250-500
Температура каплепадения, °С, не ниже 175
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26
Коррозионное воздействие на металлы (медь М1к) Выдерживает
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более 3
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaОН, %, не более 0,1
Содержание воды Отсутствие
Содержание механических примесей Отсутствие
Испаряемость в чашечках-испарителях при 120°С, 1 час, %, не более 25